ПОЧЕМУ ФОТОКИОСКИ - ЭТО ЗЛО?
Как вероятно многие знают, я уже много лет снимаю художественную гимнастику. И стараюсь это делать хорошо. Потому что это красивый и технически сложный вид спорта и эстетическая составляющая является неотъемлемой его частью. И любая гимнастка достойна того, чтобы быть запечатленной красиво, так как соревнования, выступление на гимнастическом ковре — это кульминация работы ее и тренера, это демонстрация того, чего она смогла достичь, проводя часы за изнурительными ежедневными тренировками. Именно поэтому я с уважением отношусь к гимнасткам и очень аккуратно и взвешенно — к их фото.
Это относится как к моим некоммерческим фото с разминок, (а они, надеюсь, всегда будут для гимнасток бесплатны, это мой знак уважения к гимнасткам и тренерам), так и к коммерческим фото, которые я делаю, работая на соревнованиях.
К моему огромному сожалению, в последние несколько лет на соревнованиях все больше стало появляться фотографов, единственной целью которых является «снять и продать», не заботясь о качестве того, что они продают. Я имею в виду способ продажи, когда фотографии продаются непосредственно в зале, сразу же после выступления.
В таком способе продажи плюс только один, он очень жирный и он — на стороне фотографа: деньги сразу. Для родителей плюс весьма сомнительный: они получают фото сразу же после выступления. А вот дальше идут сплошные минусы.
Первый и самый существенный — это качество. Его просто нет. Как уж получилось — так получилось, то и продал. Кривовато, темновато, зелено-фиолетово... Свет в залах в большинстве случаев не очень качественный, его мало — и это очень заметно на фото. Причем качество фото, как это видно на представленных примерах, не очень зависит ни от уровня фотографа, ни от техники, которой он работает. Халтурка — она и есть халтурка.
Второй минус не столь очевиден, но он тоже есть и на мой взглад — он не менее важен. В большинстве случаев фото продаются с предварительным просмотром: так называемые «фотокиоски» или просто компьютер. Причем подойти, просмотреть ВСЕ фото и купить ЛЮБОЕ фото может ЛЮБОЙ желающий. А фотограф — он как пулеметчик. Снимает все подряд: и как гимнастка упала, и как она встала в неэстетичный ракурс... И вот все эти фото, которые должны видеть только родители гимнастки и ее тренер, выставляются на всеобщее обозрение. И все видят и проходные позы, которые не всегда элегантны, и попу во весь кадр, и корявые ноги, всю ту неэстетику, которая в спорте неизбежна, конечно, но выносить которую на всеобщее обозрение — совершенно не обязательно.
Третий минус — в непрофессионализме некоторых фотографов. И если в каких-то конторах работают фотографы, набившие себе руку и не промахивающиеся мимо пиковой точки элемента, то в других — складывается ощущение, что это совершенно случайные в спортивной съемке люди.
Я тоже коммерчески работаю на турнирах. И у меня, как и у любого фотографа, бывают неудачные кадры. И свет надо мной тот же, что и над «киоскером», который снимает рядом. Техника, правда, чаще у меня попроще, чем у большинства фотографов. Но вот парадокс: почему же раз за разом фото заказывают у меня? Несмотря на то, что фото я отдаю не сразу, и по количеству — раза в два меньше? А все просто: я их отбраковываю, обрабатываю и привожу в тот вид, чтобы их было не стыдно даже распечатать. И рассылаю адресно, так что даже неудачное выступление гимнастки никто, кроме тех, кому разрешат родители — не увидит.
Было бы не корректно сравнивать фото, сделанные в разных залах, на разных соревнованиях. Но так получилось, что мне несколько раз довелось работать на одном и том же турнире с несколькими фотографами, работающими в режиме «фотокиоска»: с группой фотографов, работающих под вывеской «VideoProSport» или «ВидеоПроСпорт» (А.Шапаев, О.Наумов) и компания «EventMedia», поименно не знаю. С этими фотографами у нас есть кадры, снятые в одно и то же время, но немного с разных точек. И вот их сравнивать — будет уже корректно. Свет ужасный? Да нет, можно вытянуть, вот же фото с нормальным светом. Гимнастка не может колено натянуть? Да нет, может: вот фото другого фотографа. Вот такое сравнение — уже корректно.
Мне неоднократно писали о том, что жаль, что я не работаю на таком-то турнире: мол я купила диск с фото, там 50-60 фото с одного вида — и только пара нормальных. И это не раз и не два, я слышу это достаточно часто. Иногда — просто в разговоре об этом упоминают. Несколько раз меня просили переснять гимнастку на следующий день после покупки диска с фото с первого дня: родители купились на оперативность, приобрели диск, пришли домой, посмотрели... и поняли, что диск со второго дня от того же «фотокиоска» они не хотят. Раза три мне приходили сообщения, адресованные «фотокиоскерам»: жалобы на качество; жалобы на то, что не прислали фото, с приложением чеков об оплате. Видимо, видели, что я фотографировал и посчитали, что я работаю на фотокиоск.
Все это, собственно, и побудило меня написать все то, что вы и прочитали.
В заключение хотел бы напомнить, что я не работаю ни с какими фотокиосками и на всех своих своих фото я ставлю свою подпись. Это мое имя, которым я отвечаю за качество своей работы.
И как обещал — фотопары.
Фото сняты на одном и том же турнире, в одно и то же время, с разных точек.
Фото с логотипами — принадлежат обозначенным на логотипе лицам и компаниям.
Фото без логотипа — принадлежат компании «VideoProSport» и сняты А.Шапаевым и О.Наумовым.